Необходимо отметить, что данный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, который указал, что исходя из конституционных целей и ценностей, общепризнанных принципов и норм международного права и международных обязательств РФ, принимая во внимание особенности судопроизводства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и с учетом особого места ВАС РФ и его роли в системе арбитражных судов, коллегиальности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти федеральный законодатель вправе исключить возможность обжалования в кассационном порядке решений и определений ВАС РФ.
Однако это не означает, что вступившие в законную силу решения и определения ВАС РФ, принятые по отнесенным к его подсудности делам об оспаривании нормативных правовых актов, вообще не подлежат обжалованию в судебной проверке.
В целях реализации положений ст. 46 Конституции РФ они могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВАС РФ, с учетом того обстоятельства, что Президиум ВАС РФ не является обычной (ординарной) инстанцией, осуществляющей проверку законности решений и определений ВАС РФ, вынесенных им в качестве суда первой инстанции.
Такой порядок корреспондирует с местом ВАС РФ в судебной системе РФ и значимостью дел, отнесенных к его подсудности. Определения об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ выносятся ВАС РФ в процедуре предварительного рассмотрения заявления или представления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта в порядке надзора, в которой судьи, не рассматривая дело по существу, решают лишь вопрос о наличии оснований для передачи дела в Президиум ВАС РФ.
Какое-либо иное решение, по-новому определяющее права и обязанности лиц, участвующих в деле, и потому подлежащее самостоятельному обжалованию в суд, при этом не выносится (см.: Постановление КС РФ от 17.01.2008 №1-П "По делу о проверке конституционности положений статей 9 и 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статей 181, 188, 195, 273, 290, 293 и 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "СЕБ Русский Лизинг", общества с ограниченной ответственностью "Нефте-Стандарт" и общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Нефте-Стандарт").